?

Log in

No account? Create an account

[icon] системная динамика? - Ясные звезды в темном русле — LiveJournal
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (Сердце Танцует).

Security:
Subject:системная динамика?
Time:04:13 pm

Вот уже давно на разных группах наблюдаю женщину, назовем ее Наташей. Расставляется много и с удовольствием. Эффект либо нулевой, либо отрицательный. Скажем, симптом полегче однажды меняется на симптом потяжелее. И когда Наташа говорит об этом, то оживляется и сияет: ну вот, и этот терапевт не сумел мне помочь! А этот еще и навредил! Проходит какое-то время, и снова вижу ее на клиентском стуле. А потом снова слышу рассказ о том, как все подряд терапевты неквалифицированны!

 

Тип, на самом деле, всем знакомый. И если верить гипотезе Хеллингера, то это разыгрывание динамики «агрессор и жертва» в одном лице. Когда в системе замалчивается, скажем, убийство, то одни потомки следуют за агрессором, другие за жертвой. А единственный ребенок в семье имеет все шансы совместить то и другое в одном флаконе. И хорошо, если дело не дойдет до диагноза на известную букву.

 

Парадоксальным образом терапевтическая ситуация идеально подходит для разыгрывания этой динамики. Такой клиент реально и с удовольствием пострадает, для того, чтобы на следующем шаге иметь основания напасть на того, кто пытался ему помочь.

 

 

К чему я все это рассказываю? Ну да, Наташа просит расстановку. И можно, конечно, просто отказать. Но я пока что в раздумьях…

 

Соображения принимаются : ).

 

 

P.S. И таких людей немало. В виртуальном диалоге клиентки с Н.Р., как кажется, просвечивает та же динамика: 

http://rubstein.livejournal.com/39178.html?mode=reply
http://community.livejournal.com/pro_gestalt/10368.html 
P.S. Посты Н.Р. стерты по просьбе клиентки.
.

comments: Leave a comment Previous Entry Share Next Entry


dezerta
Link:(Link)
Time:2007-12-17 01:57 pm (UTC)
в таких случаях я ставлю двух заместителей: заместителя клиента и заместителя терапевта. это и расстановка и супервизия.
(Reply) (Thread)


kakvas
Link:(Link)
Time:2007-12-18 03:13 pm (UTC)
Кстати, да. Для терапевта такой случай - лишняя возможность спросить себя, зачем он делает расстановки и что он сам от них получает.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


no4naya_reka
Link:(Link)
Time:2008-03-30 08:39 pm (UTC)
Да :). Посмотревши на Хаузнера в сентябре, планировала поступить именно так. Правда, вышло иначе. Что, быть может, тоже неплохо ;).
(Reply) (Parent) (Thread)


marys_elsy
Link:(Link)
Time:2007-12-17 02:01 pm (UTC)
Думаю, что расстановка ей противопоказана.
Показана - длинная муторная работа с переносом в психодинамическом ключе, с терапевтом, который сможет контейнировать её переносы, не разрушаясь и не убивая её. годика полтора-два, потом можно будет и расстановки делать, если понадобиться вообще.
Можно её направить в наш благотворительный проект по психоаналитической психодраме.
(Reply) (Thread)

as_a_whale
Link:(Link)
Time:2007-12-17 03:18 pm (UTC)
+1
Только длительная личностная проработка. В группах без нее все время будет попадать в одно и то же.











(Reply) (Parent) (Thread)


tigriska
Link:(Link)
Time:2007-12-17 02:24 pm (UTC)
В разговоре с Н.Р. явная психиатрия у респондента. Без психиатра точно нельзя работать. Помочь ей можно - но только на фоне приема лекарств.
(Reply) (Thread)


mirta_elena
Link:(Link)
Time:2007-12-17 02:41 pm (UTC)
я бы тут не стала брать гипотезу Хеллингера. У Хеллингера гипотез много;), а прикладывать их к конкретному случаю "теоретически" не стОит, имхо, можно сильно не попасть. Особенно в области, близкой к диагнозам.

в моем понимании, расстановку можно делать только при четком "энергетическом" совпадении того вектора, куда направляется клиент с тем, куда может/хочет его вести терапевт. Это "совместное погружение".
в данном случае мы имеем вектор "доказать, что все эти терапевты ничего не могут" (либо даже в отношении конкретного терапевта - тебя).
Этот вектор не может совпадать с твоим :))

Можно расставить это так: клиентка, ты, и тот запрос, который она называет. И посмотреть. Кто смотрит на запрос, а кто отворачивается? ;-)
(Reply) (Thread)


no4naya_reka
Link:(Link)
Time:2008-03-30 08:37 pm (UTC)
Да, это тоже возможный вариант.
(Reply) (Parent) (Thread)


no4naya_reka
Link:(Link)
Time:2008-03-30 08:47 pm (UTC)
Правда, отчего не следует размышлять в определенном ключе, так и не поняла.
(Reply) (Parent) (Thread)


kakvas
Link:(Link)
Time:2007-12-17 05:44 pm (UTC)
Ага, кто-то из гипнотерапевтов назвал таких "собирателями скальпов". Ну и, кстати, есть некий психотип, одна из целей которого состоит в том, чтобы доказать: "и вы тоже не смогли мне помочь". Александр Лоуэн в одной из своих книг прямо сказал, что работа с этим психотипом практически невозможна...
(Reply) (Thread)


uta_kryakva
Link:(Link)
Time:2007-12-18 12:37 pm (UTC)
Не соглашусь, что работа невозможна.
Я сама была именно таким клиентом. Как наркоманы и алкоголики не говорят о себе "бывший", так и я сейчас споткнулась на слове "была".
Расстановку я делала через год после начала личной терапии, которая продолжалась после того еще два года. В итоге, я осознала тот факт, что не могу принимать помощь и сливаю результат, если принимаю помощь. Осознание помогло оставаться и разобраться, почему.
В итоге это пролечилось.
На мой субъективный взгляд, такие люди все-таки действительно хотят получить результат, отказывая им в помощи терапевт только снова ретравматизирует клиента.Я не расстановщик, работаю в гештальт-подходе, но, мне кажется, что любой клиент, тем более такой упорный как Наташа, имеет право на помощь. Мотивация и настойчивость у неё есть, следующий шаг - это помочь ей в осознавании её отношения к результатам работы.
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


chelovek_ra
Link:(Link)
Time:2007-12-17 06:35 pm (UTC)
Согласен с предыдущим оратором: этому человеку не следует делать расстановки. Пусть "Наташа" обратиться к другим техникам, может что-нибудь поможет. А может и не поможет.

Я неоднократно видел подобных "клиентов". Не знаю насчет рассмотрения их поведения с точки зрения Хеллингера, я бы посмотрел с другой точки зрения. Их поведение - это одна из игр, описанных в транзактном анализе. Алгоритм примерно такой: клиент приходит к терапевту и говорит, что ему плохо. Терапевт помогает. Клиенту вроде бы лучше. Потом клиент возвращается и говорит, что ему ещё хуже. Терапевт опять помогает, и клиенту вроде бы лучше. Но потом клиент приходит опять и говорит, что ему совсем плохо. Терапевт помогает, из кожи вон лезет, делает совсем уже невозможные вещи. Клиент уходит, потом приходит опять, ему опять плохо. И это может продолжаться до бесконечности: пока терапевту хватает сил на такого клиента. Или такой клиент говорит в итоге измученному терапевту: мне ужасно плохо, это ты мне навредил, потому что ничего не умеешь, так что я пойду обращусь к другому терапевту, а всем расскажу, какой ты плохой терапевт.

Как я понимаю, тут важно не играть в игру клиента. Потому что эта игра всегда проигрышная для терапевта. К сожалению, диалог Н.Г. с клиенткой - это пример, когда терапевт вовлекается в игру клиента и, в итоге, проигрывает.

Замечательно умел обходиться с такими клиентами Милтон Эриксон. Вот уж кто умел роскошно перевести игру клиента в свою игру. "Подстройка - и ведение", как говорится.
(Reply) (Thread)


no4naya_reka
Link:(Link)
Time:2008-03-30 08:32 pm (UTC)
Да, хорошо бы почитать каких-то кейсов.
А где у Эриксона это есть?
(Reply) (Expand) (Parent) (Thread)


dyment
Link:(Link)
Time:2007-12-17 07:29 pm (UTC)

Две вещи.
А. Классификация на
1.клиент - человек, заинтересованный в решении проблемы.
2.посетитель - его привели без его желания, это не его проблема, а тех, кто его привел.
3 Жалобщик - он желает сохранить проблему, она составляет для него ценность.

В 2-3-х случаях необходима конфронтация, а проведение техник или использование методик приводит к негативным последствиям. Для терапевта.
Конфронтация часто переводит 2. и 3. в 1. и тогда можно продолжать работать.
А если нет - до свидания. Оно того, как показывает моя практика, не стоит.

Б. Синдром Мюнхаузена или больничное бродяжничество. Это тяжелое расстройство личности.
На семинарах встречается легкий аналог этого. Люди уходят из реальной жизни и бродят по тренингам. Зачастую выдумывают себе проблемы, чтобы мучиться и лечиться. Они хотят, чтобы их принимали всерьез, а конфонтация бессмыссленна - разговаривать там не с кем. Опять же, от них один вред, к тому же они могут обвинить терапевта в ухудшении, чтобы бродить дальше.
Я бы не стал недооценивать исходящую от них угрозу.

(Reply) (Thread)


no4naya_reka
Link:(Link)
Time:2008-03-30 08:30 pm (UTC)
Этот случай - 3.

Какую-то штуку я к ней применила...
Надо еще подумать, и быть может, написать...
(Reply) (Parent) (Thread)

[icon] системная динамика? - Ясные звезды в темном русле — LiveJournal
View:Recent Entries.
View:Archive.
View:Friends.
View:Profile.
View:Website (Сердце Танцует).